ФЭНДОМ

Windows Vista — операционная система семейства Windows NT производства корпорации Microsoft. На стадии разработки имела кодовое имя «Longhorn». Построена на основегибридного ядра NT версии 6.0. В качестве сокращенного имени иногда используется акроним «WinVI», объединяющий две первые буквы названия и версию ядра в римской записи. Предназначена исключительно для рабочих станций и персональных компьютеров; ее ориентированная на серверы «сестра» — Windows Server 2008.

30 ноября 2006 года Microsoft официально выпустила Windows Vista и Office 2007 для корпоративных клиентов. 30 января 2007 года начались продажи системы в СНГ для обычных пользователей[3]. По данным веб-аналитики W3Schools, по состоянию на январь 2014 года доля рынка Windows Vista составляет ▼ 1,5%; это значение достигало максимума в 18,6% в октябре 2009 года, после чего начало снижаться, в том числе из-за выхода Windows 7.

История Править

На раннем этапе разработки система была известна под кодовым именем Longhorn (по имени бара Longhorn Saloon вблизи лыжного курорта Вистлер вБританской Колумбии). Название Vista было объявлено 22 июля 2005 года. Спустя несколько месяцев Microsoft также переименовала Windows Longhorn Server в Windows Server 2008. С 8 ноября 2006 года полноценная версия Windows Vista доступна для производителей оборудования. Релиз выпуска для конечных пользователей состоялся 30 января 2007 года.

Стоит заметить, что выпуск многих функций, анонсированных в Windows Vista, был отменен Microsoft из-за недовольства общественности. Например, предполагалось, что OpenGL будет реализован как надстройка над Direct3D. Это привело бы к серьёзному падению производительности OpenGL по сравнению с Direct3D и к фиксации версии OpenGL. Опасения не оправдались, поддержка OpenGL в Windows Vista осталась. Не вошла в Windows Vista ифайловая система WinFS — на сей раз из-за проблем с производительностью.

Обзор Править

В Windows Vista обновлена подсистема управления памятью и вводом-выводом (I/O). Новой функциональностью также является «Гибридный спящий режим», при использовании которого содержимое оперативной памяти дополнительно записывается на HDD, но и из памяти также не удаляется. В результате, если питание не выключалось, компьютер восстанавливает работу, пользуясь информацией из ОЗУ. Если же подача энергии прекратилась, операционная система использует сохранённую на HDD копию ОЗУ и загружает информацию из неё (аналог спящего режима). Режим реализован благодаря так называемым «файлам гибернации», которые занимают объём на жёстком диске, равный объёму установленной на компьютере оперативной памяти. Пользователь может удалить эти файлы (утратив функцию гибернации). При этом, восстановление данных файлов возможно путём вызова специальных команд из командной строки.

С 28 июля 2005 года разработчикам и IT-профессионалам была разослана первая бета-версия. В ней были представлены основы новой архитектуры системы и все разработанные на тот день технические возможности. Первая бета-версия была выпущена для того, чтобы у аудитории сложилось первое впечатление о новой ОС, а так же для обнаружения ошибок в новой системе до её официального выпуска. По результатам первого этапа бета-тестирования были доработаны пользовательские функции системы, которые затем были представлены во второй бета-версии. Финальная версия Windows Vista представлена в вариантах для 32- и 64-разрядных процессоров.

Windows Vista имеет также новый логотип. По мнению дизайнеров компании, этот логотип иллюстрирует изменения в пользовательском интерфейсеновой операционной системы (который получил название Aero из-за применения эффекта прозрачности).

Выпуски Windows Vista Править

Основные Править

  • Starter: распространяется Microsoft только на некоторых развивающихся рынках в бедных странах (а также в виде предустановленной ОС на некоторых моделях нетбуков); имеет весьма символичную цену и множество функциональных ограничений. К примеру, максимальный объём дискового пространства составляет 250 ГБ, памяти — 1 ГБ, а процессор может иметь лишь одно ядро (32 bit) без технологии Hyper-threading.
  • Home Basic: поддерживает не более 2-х процессоров (с неограниченным количеством ядер), не более 8 гигабайт оперативной памяти для 64х- и не более 3,4 гигабайт для 32х-разрядной версии, read-only версию MeetingSpace, 5 одновременных подключений по SMB. Отсутствуют интерфейсWindows Aero, возможность присоединения к домену, а также редактор групповых и локальных политик, нет поддержки EFS.
  • Home Premium: поддерживает до 2-х процессоров, до 16 гигабайт оперативной памяти, HDTV, запись видео-DVD, 10 одновременных подключений поSMB, имеется поддержка сенсорных экранов, автоматическое резервное копирование, интерфейс Windows Aero. Отсутствует возможность присоединения к домену, редактор групповых и локальных политик, нет поддержки EFS, поддержка Microsoft Anna (функции чтения текста на экране).
  • Business: нет родительского контроля, поддержка до 2 процессоров, ограничена мультимедийная часть и отсутствуют развлекательные приложения. Данная версия Vista поддерживает работу в домене, политики и шифрованную файловую систему EFS.
  • Enterprise: многоязычный интерфейс, сервисы Microsoft Windows для UNIX, корпоративные многопользовательские лицензии, функция шифрования диска BitLocker, ограничена мультимедийная часть.
  • Ultimate: включает все возможности Enterprise и Home Premuim плюс дополнительные Ultimate Extras, хорошо развита мультимедийная часть, поддержка анимированных обоев рабочего стола, поддержка мультиязычного пользовательского интерфейса позволяет менять по желанию язык пользовательского интерфейса операционной системы.
  • Ultimate Upgrade Limited Numbered Signature Edition: каждый экземпляр имеет порядковый номер и подпись Билла Гейтса. Выпускается ограниченным тиражом — 20000 экземпляров.

Связанные с требованиями законодательства определённых стран Править

  • …N: для Европы, без Windows Media Player.
  • …K: для Кореи. Содержат ссылки на ПО, альтернативное Windows Messenger и Windows Media Player. Версия …KN вообще не будет иметь этих программ.

Стили оформления Править

Windows Vista поддерживает четыре варианта оформления пользовательского интерфейса:

  • Windows Aero — это оригинальный стиль оформления с полупрозрачными многоцветными рамками окон, применяемый по умолчанию для компьютеров с более чем 512 МБ ОЗУ и соответствующим спецификации «Vista Ready» видеоадаптером (обязательна поддержка DirectX 9c, желательно DirectX 10). Доступна в выпусках Home Premium, Business и более старших редакциях.
  • Windows Vista — упрощённый стиль — это оригинальный стиль оформления, применяемый по умолчанию для компьютеров, которые по каким-либо причинам не готовы к запуску Windows Aero. Этот стиль также применяется при запуске приложений в режиме совместимости.
  • Windows Vista Standard — Windows Aero с некоторыми отключенными возможностями (например, прозрачность окон и Windows Flip 3D). Требования к системе — такие же, как и у Windows Aero. Доступна на Windows Vista Home Basic.
  • Windows Standard — минимальные требования к системе, оформление окон в стиле «классической» темы Windows XP. Доступны различные цветовые схемы, в частности, подобные схемам Windows 98; пользователь может создавать свои цветовые схемы.
  • Пользовательские темы оформления — неофициальный способ настройки интерфейса, который заключается в модификации ОС и разрешении установки неподписанных тем (данные действия нарушают EULA).

Аппаратные требования Править

Согласно информации Microsoft, компьютеры, на которых можно запускать Windows Vista, классифицируются как Vista Capable (удовлетворяющие минимальным параметрам) и Vista Premium Ready (удовлетворяющие рекомендуемым параметрам).

Минимальные требования Рекомендуемые требования
Процессор 800 МГц 1 ГГц
ОЗУ 512 МБ 1 ГБ (Для лучшей производительности требуется 2 ГБ и более).
Видеоадаптер DirectX 9 DirectX 9 совместимый с поддержкой технологий

Hardware Pixel Shader v2.0 и WDDM

Видеопамять 32 МБ (для выпуска Home Basic) 128 МБ
Жёсткий диск 20 ГБ 40 ГБ
Свободное место на жестком диске 15 ГБ 20 ГБ
Другие приводы CD-ROM DVD-ROM